С начала IV до конца IX вв. на севере штата Тамил Наду царствовала династия Паллавов, одним из могущественных его правителей был Нарасимхаварман I (VII в.), одержавший победу над Западными Чалукьями из Ватапи и совершившим успешное вторжение на Цейлон (Шри-Ланка). Его называли Маха-Малла (великий борец, воин), отсюда и происходит название города – Мамаллапурам или Махабалипурам. Именно при царствовании Нарасимхавармана I возникли архитектурные памятники, прославившие город на весь мир и с 1995 г. ставшие объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Из путеводителя Тарасюк «Индия. Юг (кроме Гоа)»: …памятники делятся на четыре категории: барельефы под открытым небом; построенные из камня храмы; искусственные пещеры; монолитные храмы-ратхи («колесницы», высеченные из гранита святилища, напоминающие колесницы-ратхи, которые используют в храмовых процессиях во время религиозных фестивалей)…
Первым памятником, который я увидела в Индии, как раз и был Береговой или Прибрежный храм,
смытый цунами в 2004 г. и позднее восстановленный. Считается, что здесь
когда-то был храмовый комплекс, состоящий из семи великолепных храмов,
известных как «Семь Пагод». В настоящее время сохранился только один
храм. Вид на храм с берега Бенгальского залива через забор. [more=ДАЛЕЕ]
Рядом безмолвный природный страж (у восклицательного знака).
Прибрежный храм посвящен как Вишну, так и Шиве. Состоит из двух храмов
Шивы: Кшатриясимхешвара (большой) и Раджасимхешвара, и колонного зала
Вишну между ними. Так получилось, потому что начал строительство
Нарасимхаварман I, посвятив богу Вишну, а позже при Нарасимхавармане II
были пристроены еще два святилища Шивы. Вокруг храма низкий забор с
фигурами быка Нанди. Нанди, Нандини – вахана Шивы. Вахана - транспортное
средство, животное или мифический персонаж, связанный с определенным
божеством в индуистской мифологии.
Дурга на своем «транспорте» - льве. Возможно, в львиной груди был небольшой алтарь.
Вместо того чтобы сфотографировать весь комплекс, караулила бурундука. Если бы он повернул голову, получилась бы симметрия.
После цунами был обнаружен прихрамовый водоем с каменной колонной и
статуей Варахи. Когда демон Хираньякша поместил Землю в глубины
космического океана, Вишну принял образ гигантского кабана, вепря
(варахи), убил демона и водрузил Землю на место, подняв ее на своем
клыке.
И если Прибрежный храм, построен из камня, то храмовый комплекс ратхи Панча Пандава
вырезаны из монолитного камня и представляют 5 различных стилей
индийского зодчества. Ратхи напоминают колесницы, используемые в
храмовых процессиях во время религиозных фестивалей. Скульптуры слона,
быка и льва высечены в натуральную величину. Ратхи Арджуны, Бхимы и
Дхармараджи имеют значительное сходство с дравидийскими храмами в
Паттадакале (Карнатака) и пещерами № 32 и 16 в Эллоре (Махараштра).
По одной из легенд Арджуна победил в состязании женихов и мог стать
мужем Драупади, но по закону им должен был стать его старший брат
Дхармараджи. Вернувшись домой, братья спросили совета у матери, как
поступить с этим даром, не зная о чем идет речь, мать посоветовала
разделить дар между собой, поэтому все братья стали мужьями Драупади.
По другой версии Драупади молилась о сильном, мудром, справедливом, красивом и любимом муже и так боялась остаться одна, что Шива подарил ей пять мужей: непобедимого и мужественного Арджуну, могучего и сильного Бхиму, мудрого и благочестивого Дхармараджи и энергичных красавцев братьев-близнецов Накулу и Сахадеву!
Скорее всего, ратхи не использовались в религиозных целях, т.к. 2 из 5
ратх не закончены и индуистский храм всегда венчает kalasha - наконечник
горшкообразной формы, своеобразная антенна, с которой начинается создание храма. Вид с другой стороны, справа внизу стоит калаша ратхи Дхармараджи.
Можно было бы много рассказывать о сценах, изображенных на ратхах и
показать много деталей, ограничусь изображением Дурги, стоящей на лотосе
(в ратхе Драупади).
Фотографируются все, и туристы, и местные.
Оседлавшие Нанди.
Теперь отправимся на запад к группе национальных памятников, первый из них - знаменитый барельеф Покаяние Арджуны и/или Нисхождение Ганги и Мандапа Кришны. Мандапа (открытый колонный зал) Кришны, в которой изображены мифологические сцены его жизни, и часть барельефа.
На поверхности барельефа (длина – 27 м, высота – 9 м) высечены
божества, человеческие фигуры, животные, устремленные к святой реке
Ганга, полную нагов - водяных духов в виде кобр.
Все пишут и говорят о человеке, совершающим аскезу (стоящем на одной
ноге), которым является или Арджуна, просящий Шиву (левее) даровать ему
божественное оружие пашупаташастру для борьбы с Кауравами, или
Бхагиратха, призывающий Гангу низойти на землю, чтобы очистить души людей
от грехов. О Шиве, который пропустил воды Ганга через свои волосы, чтобы
ослабить её мощь, а то всех бы смыло…
Мне понравилось, что наш гид обратила внимание на разделение барельефа
по горизонтали, в основном, внизу - животные и фигуры людей, вверху –
боги. У человека всегда есть выбор, подняться к ним, или очутиться
справа с обезьянами, не случайно древние скульпторы изобразили их
отдельно.
За мандапой Кришны находится огромный «камешек», наверху которого храм Старого Маяка (VIII в.) или храм Олаканешвара
(пламенноглазый Шива), используемый до начала 20-го столетия как маяк.
Внизу - пещерный храм Махишасурамардини, храм богини Дурги, убивающей
демона-асуру Махишу.
Новый маяк.
Ганеша Ратха (VII в.) вырезана из скалы, высота
8м. Сначала в этом храме поклонялись Шиве, а когда шива-лингам увезли,
храм стал местом почитания Ганеши (20-ое столетие).
Пещерный храм Варахи с колоннами, основаниями которых являются рогатые львы, в глубине келья с dvarpalas - стражники, оберегающие вход.
И пещерный храм Тримурти в честь творца Брахмы, вседержителя Вишну, разрушителя и инициатора творения мира Брахмой Шиву.
А теперь по местам Кришны. Возможно, тут родился или просто жил
Кришна.И хотя все эти памятники, как говорят не действующие, я
почувствовала здесь своё рождение.
Купальня Кришны.
Место, где взбивали масло для Кришны.
Когда птица Гаруда летела над миром, чтобы все узнали о рождении
Кришны, известного любителя молока и масла, из его рук упал кусочек
масла…
Спустившись вниз, легко найти такую точку съемки, чтобы получился круглый Масляный Шар Кришны.
Покатаемся?